13.07.2018

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ АМЕРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описано методологическое обеспечение теоретических разработок философии образования с позиции метафизики тотальности. Используя интегральный поход, автор объясняет роль амерического образования в содействии адаптации человека к устойчивым отношениям в обществе, гармонизации его жизнедеятельности с окружающей средой и изменяющимися условиями социальной жизни.


Ключевые слова:
интегральный подход, тотальность, америческое образование.

Системный кризиc цивилизации требует анализа его причин, структуры и динамики, а также постановки стратегических задач в разработке переориентации общественного сознания. Актуальными становятся умения комплексно мыслить и быстро генерировать идеи и принимать решения в условиях непрерывно меняющейся ситуации. В современном образовательном пространстве возникла необходимость нового методологического похода, направленного на исследование образовательных процессов и всей системы образования с позиций метафизики тотальности [1].

ТЕРМИНОЛОГИЯ АМЕРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ососбенностью постнеклассического этапа в методологии научного познания является то обстоятельство, что субъект одновременно рассматривается как объект: субъект влияет на объект, частью которого является сам. В связи с новым методологическим подходом возникает ряд задач, требующих учитывать неявное, бессознательное, скрытое, неочевидное взамен обстоятельств.

Новая научно – метологическая парадигма сформировалась в лаборатории постнеклассических исследований Центра гуманитарного образования НАН Украины, в работах проф. Кизимы В. В. [2–5], в рамках проекта «Постнекласична методологiя: становлення, розвиток, принципи, перспективи» [6].

Ряд понятий метафизики тотальности предоставляет возможность выделить виды неопределённости, которые можно проследить в учебном процессе. Такими видами неопределённости являются: меон (уже небытие), амер (ещё небытие) и генерологизация (бытие).

Меон (греч. «me on» – «несуществующее») представляет собой ситуацию, когда утрачена определённость вообще; состояние, ведущее к распаду.

Амер (греч. – «истинный атом») – это понятие, которое характеризуется тем, что наблюдается постоянная изменчивость в элементах, исчезающая при установлении устойчивых состояний; что-то исчезает, но вырабатывается боле – менее стабильный фон. Так, учащийся постоянно пребывает в америческом состоянии познания, поэтому необходимо постоянно поддерживать соответсвующие условия, при которых обучение становится сменой амеров. Человек является субъектом собственной жизни только тогда, когда может управлять этим состоянием. Если же человек не сможет управлять америческим хаосом, то рискует стать жертвой стихийного развития обстоятельств. Владеть ситуацией представляется возможным только в том случае, когда побочные влияния постоянно анализируются как такие, которые не носят случайный характер.

Генерологией (от лат. «genero» – «порождать», «создавать») следует называть такую систему устойчивых элементов, которые образуют определённость в явлении.

Америзм реальной жизни требует от обучающегося овладения определёнными формами, способами и практиками. Эта задача разрешима в сегменте сизигийного обучения. Индивид нуждается в таком обучении, когда он сознательно сможет обеспечить себе собственное гармоничное отношение со средой на основе сизигийной рациональности. Сизигийная рациональность определяет такую деятельность, в которой существует единство онтического (отдельных форм человеческого бытия) и онтологического (бытие человека как субстанции данных форм). В законе сизигийного соответствия коэффициент межсизигийной деятельности рассчитывается по формуле: S = 80/20 = 4 (и может колебаться от 1,8 до 4,3) [7]. Сизигия является тем состоянием минимального расхода энергии, которое призвано сохранить идентичность и осуществить преемственность процессов в образовательном пространстве.

Если учитель будет создавать единое учебно – воспитательное пространство, формировать особый педагогический фон, атмосферу, условия, анализировать их с точки зрения амерологической педагогики, то в процессе обучения может возникать возможность прогнозирования точек открытий.

ЛИНИИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

Философия образования представляет собой упорное стремление осмыслить ответы на вопросы бытия применительно к образованию. На современном этапе философия образования требует перезагрузки и разрешения концептуальных задач когнитивного, психосоциального, нравственного и духовного развития. Являясь самым полным из всех познаний, познание как отношение – это то, что объединяет в единое целое различные элементы системы. Применение системного подхода позволяет:

–  вычленить элементы и определить состав системы;

– найти способ, при помощи которого элементы связаны между собой;

– выделить системообразующие, доминирующие факторы;

–  установить уровень целостности системы;

–  изучить её взаимодействие с внешней средой;

–  выявить её функции.

Рассмотрим основные линии развития в америческом образовании, применяемые в единстве их разнообразных взаимовлияний, сопряжений и взаимодействий.

Основой линии когнитивного развития является концепция, разработанная швейцарским учёным Жаном Пиаже (1896 – 1980) [8-9].

Согласно его теории, способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определённым закономерностям. Ж. Пиаже показал, что мышление детей существенно отличается от мышления взрослых, и что дети являются активными субъектами собственного умственного развития. Он составил эмпирическую базу своих научных трудов, участвуя в тестировании интеллектуальных способностей французских детей и наблюдая за психическим и интеллектуальным развитием своих собственных детей. Согласно концепции Ж. Пиаже, по мере того, как происходит физиологическое развитие ребёнка и расширяются границы изучаемого им мира, навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным путём. Важнейшим компонентом в исследовании детьми окружающего мира являются игры, на которые приходится пик активности познавательной деятельности ребёнка. Обучение ребёнка в процессе деятельности Ж. Пиаже считал необходимым для успешного процесса его взросления.

В своей концепции учёный определил четыре периода умственного развития. Ж. Пиаже мало исследовал проблемы социального и эмоционального развития, вопросы формирования личности, индивидуальных различий детей, а главным образом сосредоточился на объяснении умственного (интеллектуального, когнитивного) развития. Он исследовал рост разумности – способности более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром.

Главное состоит не в том, сколько и какие знания включены в учебный процесс, а в том, как они ориентированы и в какой мере они являются средством интеллектуального, психического и личностного развития и воспитания учащегося. Особое место в решении этой проблемы занимает америческое образование, задачей которого является обучение человека сознательному обеспечению им собственного гармоничного отношения со средой на основе сизигийной рациональности.

Основой линии психосоциального развития является теория психосоциальных стадий Эрика Эриксона (1902 – 1994) [10-11].

Эта концепция не ставит педагогических обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отличает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития.

Модель психосоциального развития личности Э. Эриксона включает восемь стадий. Эти стадии обусловлены кризисами, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. Каждый этап определяется определённым конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап развития. Каждой стадии развития присущи определённые ожидания общества, которые индивид может оправдать или не оправдать, вследствие чего он может быть как принят обществом, так и отвергнут им. Модель Э. Эриксона предоставляет индивиду возможность определиться с соответствующими возрасту решениями для благополучного прохождения следующего этапа жизни.

Смысловым стержнем теории выступает понятие личностной идентичности (эго-идентичности) – целостности личности, тождественности и непрерывности человеческого «я», несмотря на все трансформации и изменения в процессе развития. Оптимальность этого состояния, по мнению Э. Эриксона, достигается тогда, когда человек имеет внутреннюю уверенность в выборе направления своего жизненного пути. Развитие личности может стать следствием как пассивного, так и активного личностного роста, когда человек сам является инициатором своего личностного развития, обеспечивая, таким образом, собственные пути самосовершенствования. Взаимодействуя с окружающим миром и имея знания о том, как реагируют на него другие, индивид принимает множественность своих ролей, не просто суммируя их, но принимает сочетания различных идентификаций себя и возможностей их восприятия самим индивидом.

Э. Эриксон считал, что развитие продолжается всю жизнь. Он выделил восемь основных этапов в онтогенезе личности, основу которой составляет её цельность и идентичность. Развитие индивида тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний, культурой и системой ценностей. Общество способно оказать помощь развивающейся личности и поддержать её именно тогда, когда она особенно нуждается в этом (например, потребности детей всегда готовы удовлетворить заботливые родители). Такое согласованное развитие присутствует в каждой культуре и призвано координировать развитие индивида и его социального окружения.

Основой линии нравственного развития является теория американского учёного Лоуренса Кольберга (1927 – 1987) [12-13].

Вслед за Жаном Пиаже, Л. Кольберг расширил идеи нравственности. Он предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, с децентрацией и формированием логических операций. Согласно этой теории, существуют три уровня нравственного развития, в каждом из которых Л. Кольберг выделил по две стадии. Эта теория утверждает, что нравственное развитие человека, которое является основой этического поведения, разделяется на шесть стадий. Каждая последующая стадия более адекватно оценивает конкретную нравственную проблему, чем предыдущая. Согласно теории Л. Кольберга, целью образования является переход от первого (преднравственного) уровня развития к третьему (постконвенциональному). Л. Кольберг приходит к выводу о том, что нравственность поступка зависит более от намерения, а не от последствий, так как в мире не существует ничего абсолютно правильного или неправильного. Согласно его теории, если детей постоянно вводить в область суждений на ступень выше их собственной, то это стимулирует развитие их следующей ступени – так характеризуется «зона ближайшего развития».

Критикам теории Л. Кольберга представляется, что существует большая разница между моральным суждением и нравственным поведением, так как человек не всегда способен действовать на уровне своих высоких моральных принципов.

Основой линии духовного развития является концепция Джеймса Фаулера [14].

Применяя интегральный подход к категории веры, исследователь выделяет восемь стадий духовного развития. Концепция стадий веры Джеймса Фаулера подтверждает необходимость поиска новых смыслов для перезагрузки образования и выхода из системного кризиса цивилизации. По мнению Дж. Фаулера, развитие человека будет проходить через всё большее количество различных стадий ещё до начала полового созревания.

Как концепт философии образования, когнитивная, психосоциальная, нравственная и духовная линии развития представляются автору статьи базовыми для достижения оптимальной гармонизации человека с постоянно изменяющейся окружающей его средой в разные периоды его жизни. Авторы предложенных концепций фокусируют внимание на теориях стадий, предполагая, что каждая новая стадия является шагом вперёд. По отдельности все теории стадий представляют неполную истину, да и наше путешествие по жизни не проходит линейно. Каждая концепция есть дискрет, а вместе они формируют совокупность дискретов, позволяющую исследовать человекомирную тотальность. Рассматривая линии развития, как инструментарий по формированию амерического обучающего пространства, становится возможным наполнить модель современного человека, которая может включать:

  1. Линии развития (или множественные способности).
  2. Развитие способностей, которое проходит через стадии и уровни в течение человеческой жизни.
  3. Состояния, которые могут быть пережиты независимо от стадий развития (интенсификация определённых состояний ощущением тотального единства с объектами).
  4. Квадранты, образуемые измерениями человека (поверхностным, глубинным, индивидуальным и коллективным).

Образуя генерологический каркас, линии развития позволяют выделить серии компонентов, что ведёт к формированию онтологии, и в дальнейшем позволит эволюционировать системе в целом.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотренные выше теории и модели являются концептуальным инструментарием амерического образования. Процессы развития всегда связаны с интеграцией, объединением. Познавая, мы объединяемся с неизвестным, делаем это своим, обогащаем язык, интегрируем свой опыт в большую общность.

Учение о линиях развития вошло в европейскую педагогическую психологию с работами Мартина Гарднера о множественности интеллекта [15]. Ж. Пиаже считал, что существует только одна линия развития, связанная с когнитивными способностями. Современные подходы в интегральной психологии определяют около 10 – 15 относительно независимых линий развития, связанных с определёнными способностями: когнитивная, эмоциональная, музыкальная, двигательная, владения языком и др. Разные способности связаны с различными особенностями и закономерностями их развития. Именно поэтому человек одновременно может быть, например, и выдающимся учёным, и моральным нигилистом, и политиком среднего уровня, и прекрасным спортсменом, и при этом достаточно плохо выражать свои мысли. Неразличение многих линий развития чревато разного рода ошибками в понимании человека. Перенесение опыта одного сектора на другой упрощает процессы развития, так как нельзя познавать мир души по образу того, как мы познаём мир физики.

Интегральный подход – это подход к человеку, обществу, науке, образованию, затрагивающий все сферы человеческой деятельности, осуществляемый в рамках холистической философии, методология которой сформулирована в работах Кена Уилбера [16]. Исследователь, владеющий операционной системой (концептуальным инструментарием) может изучать это взаимодействие. Если человек развивается целостно, он развивается интегрально. Осознавая, на каком уровне развития каждого из своих интеллектов он находится, человек становится на ступень, с которой открываются горизонты последующих уровней. Принцип интеграции заключается в понимании того, что, во что и каким образом интегрируется. Находясь в своей области, люди порой не видят друг друга. Поэтому главной задачей представляется создание общего пространства, общей площадки видения. Создание такой площадки в образовательном пространстве – это средство использовать интегральный подход, как основную идею амерического образования.

Изменениям личности, её поведения предшествует изменения самой жизни. Единственным источником всех преобразований является сама жизнь, её целостность и полнота. Жизнь не частична, она обладает полнотой. Именно полнота жизни, её целостность должны стать основным ориентиром в процессе образования. Целостность жизни следует рассматривать в различных парсико – генерологических проявлениях (работа, досуг, семейная и общественная жизнь, творчество и занятия, бездеятельность и болезнь, пенсионный возраст и старость, смерть и жизнь). В процессе обучения все аспекты важны, так как они составляют развёртывающийся процесс. В этом и состоит всеобъемлющая целостность – тотальность. Полнота жизни разрушает частности и проявляется в смене этих частностей.

Одним из условий полноты жизни следует отметить следующую субъективную информацию: сам человек постоянно испытывает глубокие уровни переживаний, ощущая внутреннюю двойственность, когда внешний мир и личное слито воедино. Такой характер онтико – онтологических влияний является процессом, а не состоянием, и исходит не из социальной среды, а из уровней антропологических, что даёт возможность более глубокой связи. Достижение постоянной открытости человека бытию в форме непрерывного синкретического его переживания позволяет ощущать полноту жизни и разумно поддерживать условия этой полноты. В этом состоит онтико – онтологический феномен интегрального переживания. Находясь за пределами логики, процесс интегрального переживания характеризуется тем, что человек соединён с миром одновременно. Это переживание влияет на интерес, мотивацию и потребности.

Мотивация – выделение чего – то, что впоследствии ведёт к постановке цели. Потребность – это нужда, без удовлетворения которой человек не может полноценно жить. Она делает человека чувствительным к среде. Потребности влияют на цели, поэтому важно их контролировать. Чёткость в постановке цели адекватно влияет на выбор средств её достижения. Средство отличает его двойственная природа (идеальная и реальная реализация). Условия разумности должны учитывать и то, что появляется неожиданно и выпадает из существующей структуры, но непосредственно сказывается на человеке (как ошибка). Именно этот элемент структуры является сизигийным параметром. Его отношение ко всем остальным членам формулы (Потребности – Средства – Цель – Результат + Ошибка) и определяет соответствие между парсическими и генерологическими отношениями в сизигийных процессах.

Формирование амерического фона в образовательном пространстве требует развёрнутого исследования процессов трансформации в четырёх секторах (квадрантах): индивидуальном внутреннем, индивидуальном внешнем, коллективном внутреннем и коллективном внешнем. Учитывая множественность способностей и особенностей их развития, типы и виды элементов образовательного процесса, а также различные состояния, переживаемые личностью в процессе развития (независимо от уровней и стадий) представляется возможным разработать принципы, правила и приёмы воспитания и обучения человека всестороннему использованию им сизигийной рациональности и ввести обучающегося в америзм реальной жизни.

Учебный процесс в амерологической педагогике призван преобразиться в процесс становления. Происходит структурирование психофизической, психологической, интеллектуальной, социальной подструктур личности путём формирования глубинных внутри – личностных механизмов.

Америческое образование играет общесоциальную роль, не отвергая при этом классические и неклассические установки в стабильных процессах, охватывает всех людей (их возрастные категории), носит индивидуальный характер, выступает фактором формирования полифонического общества, где все интересы социальных групп согласованы, рассматривая общество, как амер на пересечении земных и космических влияний.

Список литературы:

  1. Кизима В.В. Человекомирная тотальность. Постнеклассический манифест. – К.: ЦГО АН Украины, 1993. – 34 с.
  2. Кизима В.В. Тоталогия (философия обновления). – К., 2005. – 275 с.
  3. Кизима В.В. Социум и Бытие. – К., 2007. – 204 с.
  4. Кизима В.В. Начала метафизики тотального // Постнеклассика: философия, наука, культура. – СПб., 2009. – 672 с. – С. 71 – 137.
  5. Кизима В.В. Метафизика тотальности: преодоление тупика в понимании сложности // Синергетическая парадигма. «Синергетика инновационной сложности». – М.: Прогресс – Традиция, 2011. – С. 170 – 194.
  6. Постанова Президії НАН України № 67 від 06.04.2005 р. Проект № 14.
  7. Кізіма В.В. Нова освіта для нової людини // Філософія освіти, № 2, 2005. – С. 36 – 62.
  8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
  9. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / Под редакцией Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – Изд.: Академика, 2001.
  10. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с англ.] – М.: Когито – центр, 1996.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общая редакция и предисловие А.В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996.
  12. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э. Е., Беем Д. Дж., Нолен – Хоэксема С. Введение в психологию / Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-ое международное издание, Санкт – Петербург: Прайм – Еврознак, 2007.
  13. Carol Gilligan. In a Different Voice: Psychological Theory and Women’s Development. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982.
  14. Фаулер Дж., Кристакис Н. Связанные одной сетью. – Юнайтед – Пресс, 2011.
  15. Гарднер М. Теория относительности для миллионов / Под редакцией доктора физ. – матем. наук А.М. Бузя. – М.: Атомиздат, 1967. – 193 с.
  16. Майков В.В., Козлов В.В. Трансперсональная психология: истоки, история, современное состояние. – М., 2004.