Медиаперсонализация
10.10.2017
Когда аудитория принимает решение что смотреть, слушать или читать, то пользуется преимущественно двумя ключевыми критериями. Первый – злободневная тема. Второй – интересная персона автора материала или ведущего.
Если говорить о теме и содержании, то там действуют общие правила: актуальность, злободневность, социальная значимость и прочие подобные объективные критерии. Но когда мы переходим к уровню персоны автора или авторов материала, тут включаются факторы уже субъективного порядка. И что особенно важно подчеркнуть – зачастую второе пересиливает первое. Это кажется парадоксом и чем-то иррациональным, но даже информационные программы новостей на телевидении зрители часто выбирают, опираясь на собственную симпатию или антипатию, доверие или недоверие к конкретному ведущему информационного выпуска или репортеру. И это несмотря на то, что в новостях главное – событие, факты, комментарии, но никак не персона журналиста.
Но особенно это «правило преимущественного значения медиаперсоны» срабатывает в том случае, когда речь идет об аналитических и художественных жанрах журналистки, о развлекательном контенте и, конечно же, когда мы окунаемся в мир блогосферы плюс так называемой гражданской журналистики в интернете.
Вот раньше было принято считать, что аудитория ожидает беспристрастного и даже пресного информирования. А оказалось, что на самом деле зрители, читатели и слушатели желают получать контент, пропущенный сквозь личность автора или группы авторов. По этой причине наша аудитория находятся в перманентном поиске интересных личностей в медиа. Интересных – в смысле умных, в смысле харизматичных и «обремененных» вечными ценностями.
Интеллект: образованность, опыт, широта кругозора, нестандартность мышления
Вопреки тому, что образ так называемых «теледурочек» и «теледурачков» всегда вызывал и будет вызывать интерес в роли объектов для шуток, «медиаумники» и «медиаумницы» представляют для аудитории значительно больший интерес. Людям нужен тот, кто дает ответы, разъясняет, раскрывает контекст, обобщает, систематизирует, делает наиболее точные выводы, озвучивает рекомендации и даже предлагает варианты решений и действий. Как бы пафосно это ни звучало, но без постоянного инвестирования в собственный интеллект, образование и опытность почти невозможно стать значимой медиаперсоной, определяющей повестку дня, которая интересна аудитории.
Харизма: персональный стиль, манеры, образ, внешний вид, личное обаяние
Эта составляющая актуальна для телевидения, радио и интернета, и в несколько меньшей степени – для трудящихся в печатных СМИ. Конечно, будет справедливым утверждение, что все перечисленное – это скорее врожденные характеристики, чем приобретенные. Но на самом деле почти все из списка легко поддается коррекции и совершенствованию. Каждому из нас Бог Творец вручил уникальный и неповторимый набор персональных качеств. Вот нам и предстоит обнаружить их, отточить до остроты, довести до супер-рабочего состояния и использовать по максимуму в своей медиадеятельности.
Ценности: звучащие комментарии, транслируемые смыслы, практикуемая модель поведения
А это – главное. Мы твердо убеждены: журналистика и работа в сфере медиа в целом – очень социальная деятельность. А поэтому она остро нуждается в людях, максимально благородных и наделенных чувством ответственности перед аудиторией. Практиковать христианские ценности не только в собственной жизни, но и в профессии – это признак личностной целостности. Если этого нет, тогда медиаперсона начинает наносить массовыйвред, так как использует средства именно массовой коммуникации. Как следствие – мы можем унормировать зло и высмеять добро, объявив его вчерашним и неактуальным. И наоборот – мы можем усилить звучание правды и одновременно утопить в безмолвии ложь, аморальность, пороки.
Таким образом, персонализация в средствах массовой коммуникации – пожалуй, самое актуальное в нашей профессии, когда роль персональных характеристик журналиста, автора, ведущего становится решающей в его личном профессиональном успехе. Саморазвитие и самосовершенствование в этом направлении – нынешний вызов для нас, уважаемые коллеги! И достижение успехов в этом направлении принесет удовольствие и удовлетворение нам, а также нашей уважаемой аудитории.
Руслан Кухарчук, президент Ассоциации «Новомедиа», глава оргкомитета Новомедиа Форума.