Дети могут не ходить в обычную школу, — центр альтернативного обучения

Експертиза
05.07.2016

«Мы делаем гораздо больше государственного минимума. Когда к нам приходят дети, они начинают любить учится», — рассказывает учредительница центра альтернативного обучения, координатор одной из локаций семейного фестиваля «Все вместе – за семью!» Елена Волкова.

отбт

Татьяна Курманова: На кого ориентирован центр альтернативного обучения «Free school»?

Елена Волкова: Мы являемся переселенцами из Луганска. Когда мы приехали в Киев, нам нужно было решить вопрос с образованием детей. Так мы организовали этот образовательный центр.

Татьяна Курманова: В чем заключается альтернативность вашего образования?

Елена Волкова: Мы выбираем другие методы обучения. Дети не посещают общеобразовательную школу, хотя зачислены в разные школы на экстернатную или домашнюю форму обучения. Они обучаются по новейшим методикам, которые являются более эффективными. За счет этого у детей появляется больше свободного времени, а их уровень знаний не уступает уровню знаний сверстников.

Виктория Ермолаева: Речь идет о переселенцах из Донбасса?

Елена Волкова: Да, и о переселенцах из Крыма в том числе.

Виктория Ермолаева: Как проходит обучение?

Елена Волкова: Дети обучаются каждый день не больше 5 часов. У них нет домашних заданий, они работают над проектами. Один из наших проектов — «путешествие в профессии». В летнем лагере дети исследуют профессии, связанные с медиа и творчеством.

Виктория Ермолаева: Какой возраст детей?

Елена Волкова: Это школьники с 1 по 9 класс.

Виктория Ермолаева: Как много у вас учеников?

Елена Волкова: В октябре 2015 года у нас было трое учеников, сейчас у нас учится около 50 детей.

Татьяна Курманова: Каким образом происходила организация проекта? Вы выиграли какой-то грант или воспользовались инструментами краудфандинга?

Елена Волкова: Я подавала заявки на гранты, так как у меня была идея, но не было денег. Первый грант в виде ноутбука нам дали «Крым-SOS». МОМ полностью закупили мебель для нашей школы. Кроме того, я, как частный предприниматель, получила выплату на открытие проекта.

Татьяна Курманова: Чем вы занимались в Луганске?

Елена Волкова: Я работала юристом. В 2011 году на мою дочь напала собака и она не ходила в школу 1 год. Преподаватели занимались с ней 3-4 раза в неделю. Кажется, что это очень мало, но это было эффективно и я начала исследовать эту тему. Вскоре мы забрали со школы и второго ребенка.

Татьяна Курманова: Это разве законно?

Елена Волкова: Это абсолютно законно. На сегодняшний день существует семейная форма обучения. Она не прописана в законодательстве, но предусмотрена экстернатной или домашней формой обучения. Мой ребенок зачислен в лицей-интернат в Переяславе-Хмельницком. Мы сдаем дважды в год все контрольные роботы в письменном виде, записываем на видео стихи и песни и отправляем в школу. Все это происходит в рамках всеукраинского эксперимента. В школе ребенок должен обязательно появится на ДПА и ЗНО.

Татьяна Курманова: К вам дети приходят после основных занятий в школе?

Елена Волкова: Нет, наши дети вообще не ходят в общеобразовательную школу. У нас дети проходят школьную программу и занимаются творчеством. Изучение физики, например, происходит с погружением в предмет, а не с книгой в руках. Мы свободны, нас не сдерживает лицензия.

Татьяна Курманова: Как проходил поиск преподавателей?

Елена Волкова: Поиск преподавателей идет до сих пор. В объявлении мы написали, что ищем преподавателей с минимальным опытом работы в школе. Дело в том, что преподаватели, которые имеют большой опыт работы в школе, ориентированы или на свой предмет, или на жесткую дисциплину, а не на ребенка.

Татьяна Курманова: Расскажите подробнее о вашем арт-лагере.

Елена Волкова: Мы находимся в 10 минутах ходьбы от ст. метро Нивки. Сначала преподаватели там рассказывают детям об основах творчества, а потом дети собственноручно учатся, например, рисовать маслом.

Виктория Ермолаева: Сейчас еще возможно записать ребенка в эту школу?

Елена Волкова: Да, но родители должны понимать, что это не общеобразовательная школа. Не выйдет сдать ребенка в камеру хранения. Родители должны непосредственно участвовать в образовательном процессе.

Татьяна Курманова: Как процесс обучения организован с точки зрения разделения детей?

Елена Волкова: Когда у нас увеличилось количество детей, мы разделили детей по классам.

Виктория Ермолаева: Вы не привязаны к государственной образовательной программе?

Елена Волкова: Не совсем. По этой программе мы должны сдавать контрольные работы. Мы делаем гораздо больше государственного минимума. Когда к нам приходят дети, они начинают любить учиться.

Громадське радіо 

Щоб першими отримувати перевірену інформацію та компетентні експертні коментарі, підпишіться на наші офіційні канали у Viber та Telegram