Новой украинской школе быть!
11.10.2017
Елена Волкова, основатель семейной школы Free School, о результатах встречи с Лилией Гриневич, министром образования, и планируемых переменах на госуровне.
К концу учебного года счастье от предвкушения неизвестного и таинственного растворяется, переходя в новый режим – режим ожидания летних каникул. Это всего лишь внешняя оболочка из жизни школьника. А внутренние процессы? Какие переживания, страхи и опасения испытывает украинский школьник? Чему радуется и к чему стремится? Кого это все волнует, кроме самого ребенка?
Современное поколение школьников задает себе вполне разумные вопросы: “А зачем мне ЭТО учить? А где я смогу применить ЭТО? А ОНО мне надо?” Многие, так и не находя ответа у родителей и учителей, смиряются со своей участью, пытаясь понять длинные тексты учебников, написанные взрослыми людьми и, наверное, для взрослых людей, запомнить терабайты информации, боясь не сдать ВНО… и, некогда счастливый ребёнок перестаёт себя чувствовать таковым. Его будни с утра до вечера заполнены получением информации, которую мозг отказывается воспринимать. Родители вдруг перестают быть любящими и заботливыми, а отношения с ними переходят в разряд торгово-обменных: дети приносят родителям оценки, родители заботятся о наличии так необходимых школьнику атрибутов в виде новенького телефона или планшета. Добрые в начале года учителя почему-то выполняют роль контролёров и норовят “поймать” ученика на не выполненном домашнем задании или задании, которое вызывает трудность. И в утешение остается одна неизменная мечта: “ Уже скорей бы каникулы: отдохнуть от груза выполненных и невыполненных заданий, НИЧЕГО не учить, не читать, не слышать упреков со стороны взрослых ..”
Вот такая примерно складывается картина внутреннего состояния среднестатистического украинского школьника к концу очередного учебного года…
А где же это счастье? Неужели оно заканчивается тогда, когда ребёнок приходит в школу? Ведь до этого знаменательного события, он столькому научился с радостью!
Вовсе не лишаясь детства, без давления, но испытывая от процесса познания огромное удовольствие, наш ученик некогда учился кушать, ходить, говорить, рисовать. Даже за пару дней освоил мобильный телефон своей мамы! А тут урок информатики вызывает шок…
Слава Богу, что об этом говорят не только “продвинутые” родители и учителя, которых пока меньшинство. Об этом уже заговорили в Министерстве образования и науки Украины. И дело пошло дальше разговоров, на уровне Министерства началась реформация, о которой нам любезно рассказала министр образования Лилия Гриневич.
Наш министр справедливо обратила внимание учителей на то, что в современном мире информацией не удивишь, информации настолько много, что любой ученик, имея необходимые навыки, вполне может найти ее быстрее и лучше учителя. И для полноценной жизни в современном мире нам нужно обучить детей правильно работать с информацией, развивая определенные компетенции, уходя от зазубривания больших объемов информации. Для этого, конечно, потребуется много ресурсов, таких как подготовка новых кадров, обновление программ, разработка новых стандартов начальной и средней школы (запланировано на 2018 и 2019 учебные годы соответственно), внутреннее обеспечение качества обучения в школе (запланировано на 2022 год). Также Лилия Гриневич озвучила то, что уже начинается подготовка кадров и просчитаны затраты для внесения в бюджет на развитие сферы образования. Звучит очень обнадеживающе.
На вопрос о новом Законе “Об образовании”, Лилия Гриневич поделилась приятной новостью, что он будет принят в ближайшее время и предполагает право выбора родителей формы обучения ребёнка (семейная, дистанционная, очная).
Прокомментировав информацию об альтернативных школах, обратила внимание учителей на массовый рост таковых по всей Украине и назвала это “тревожным колокольчиком” для “освитян”.
Порадовала и одновременно огорчила реакция учителей. Услышав из уст министра речь о предстоящей реформации, сначала они вдохновились и оживились (видно, многим понравилась сама идея), но спустя время “потухли”. Возможно, мало кому было понятно, как это реализовывать. Только представители альтернативных школ и других организаций, имеющих подобный подход к обучению, с радостью вздохнули. Они-то знают как это на практике, и как это действительно «вау»!
Не беда, что каждый из нас действует по-своему. Важно, что представителей альтернативных школ объединяет одна цель – построение такой системы совместной деятельности учителя и ученика, которая позволит формировать духовный и интеллектуальный стержень счастливого ребёнка – современного порядочного и желающего понимать других успешного человека, способного не только сохранить себя в экстремальных ситуациях, но жить и работать завтра в условиях, которые сегодня невозможно и предвидеть.
Матеріал взятий на сайті: osvitanova.com.ua