Альтернативная школа – это выход?

 

Обычно весной родители будущих первоклашек задумываются о выборе школы, а некоторые родители состоявшихся учеников – о смене школы. Из-за кризиса в украинском образовании на рынке образовательных услуг появились так называемые альтернативные школы. Говоря юридическим языком эти школы не являются школами, но предоставляют образовательные услуги и помогают лавировать в неразберихе рынка более-менее сориентировавшимся родителям.

Идея альтернативной школы появилась как ответ на запрос о целесообразности уровня, объема и качества знаний в общеобразовательных школах и практически полного отсутствия ориентации на навыки и компетенции, которые становятся все более актуальными в быстро меняющемся мире.

Альтернативные школы начали появляться как грибы после дождя, особенно в Киеве, где понимание дистанции между школой и бизнесом видно невооруженным глазом, а доходы жителей столицы могут быть направлены на получение платной услуги.

Первые робкие шаги альтернативных школ встречали недоверие. Со временем их целевая аудитория определилась. Они развиваются, получая все больше и больше информации от коллег из западных стран. Но несмотря на стремительную и позитивную динамику развития таких школ, каждый родитель так или иначе озабочен и методикой обучения, и уровнем знаний, с которыми ребенок выйдет из школы, и как занятия будут проводиться на протяжении дня, и другими вопросами в этих школах.

У меня достаточно большой опыт общения с родителями.

В такие школы приходят родители с противоположными запросами, от самых креативных и труднодосягаемых в рамках госстандарта образования, до самых обычных запросов, которые могла бы дать частная школа, но за большие деньги. Каждая семья заинтересована выбрать ту самую школу, в которой и ребёнку, и родителю будет максимально комфортно. Но как выбрать такую школу? На что обратить внимание? Как защитить свои права? Попробуем разобраться.

Для начала родители должны честно ответить на следующие вопросы

Какой уровень знаний я ожидаю от школы?

Дело в том, что альтернативные школы имеют различные мнения на этот счёт. Главная идея одной школы может состоять в желании быть похожими на Саммерхилл – демократический подход, свобода выбора, полная независимость от госстандарта и т.д. Идея другой школы может состоять в том, чтобы полностью занять день ребёнка от и до, ориентируясь на запросы родителей. Идея третьей школы может состоять в том, чтобы дать ребёнку знания и навыки, но ориентируясь на то, сколько ребёнок может взять, а не на то, сколько требует госстандарт. Идея четвёртой школы может состоять в том, чтобы дать самый высокий и продвинутый уровень знаний, выводя детей в рейтинги и олимпиады. И таких вариантов школ множество. И все эти школы называют себя альтернативными.

“Если родитель с самого начала определится со своими ожиданиями, то выбор школы и дальнейшее сотрудничество будет значительно легче”

Если вы спросите меня: «Какую школу выбрала бы я своему ребёнку?», я ответила бы, что школа с вариантом знания плюс навыки, которые может вместить ребёнок сейчас, в данный момент времени, наиболее экологичный и подходящий. Именно поэтому в школе Free School мы и придерживаемся этого подхода.

Какая атмосфера в школе и ее ценности?

Индустриальный период уже позади. Новые технологии завоевывают наше настоящее и будущее, стремительно меняясь и не интересуясь у нас, готовы ли мы. За время ускоренного развития технологий моральные ценности и эмоциональный интеллект отодвигаются на дальний план.

Чем важны вопросы о миссии и ценностях школы? Люди с высокими моральными ценностями и эмоциональным интеллектом останутся конкурентоспособными в мире, где искусственный интеллект все больше и больше входит в современную жизнь. Ответ на эти вопросы покажет, какую модель поведения и общения они возьмут, и даже как будут строить отношения в своих семьях.

Обращайте внимание, есть ли у школы видение по развитию таких важных направлений, как социальный и эмоциональный интеллект, служение другим, например, через волонтёрство.

“Именно ценности определят успех вашего ребёнка в его взрослой жизни. Ценности, развитие эмоционального интеллекта и эмпатия являются базовыми условиями для счастливого и успешного человека”

Не будет лишним также узнать, как в школе относятся к нарушителям дисциплины. Как бы мы с вами не хотели найти идеальную школу, где нарушителей нет и царит идеальный порядок, не найдём. Если нарушителя наказывают и применяют меры влияния преимущественно через наказания, плохие оценки за поведение и т.д., то школа явно не ориентируется на понимание каждого ребёнка, на эмпатийное восприятие его как личности. Если нарушителю позволено делать все что он хочет, потому что он тоже личность, проявляя демократию и предоставляя полную свободу, то школа воспитывает безответственность. Вважно не только увидеть политику школы, но и определиться со своей. Готовы ли вы доверять педагогическому коллективу балансировать в вопросах воспитания, не приближаясь к этим двум крайностям?

Готов ли я, как родитель, доверить воспитание и обучение своего ребёнка школе в течении того времени, пока он там находится?

Мы, взрослые, выросшие в рамках советской или постсоветской школы, имеем свое видение, которое базируется на нашем опыте и знаниях. Именно этот «опыт и знания» вводят некоторых родителей в заблуждение.

Украинское образовательное пространство пока не имеет большого опыта внедрения разных методик и способов обучения детей. Поэтому каждая альтернативная школа использует разные способы, которые считают наиболее подходящими для этих детей, этого времени и таких условий.

“Фактически, это – эксперимент. Но эксперимент,
который даёт хорошие результаты”

И главная задача каждой альтернативной школы (я в этом уверена) – максимально экологичное отношение к ребёнку. Я очень рекомендую родителям доверять школе, в которую они привели ребёнка. Сотрудничество со школой – это самый верный путь в достижении общей цели: «Ребёнок как счастливая и успешная личность».

Другие отличия альтернативных школ между собой не столь важны. Второстепенные вопросы, которые помогают родителям сделать выбор, это: месторасположение школы, ценовая политика и материальное обеспечение, количество классов и детей, дополнительные кружки и факультативы.

Альтернативная школа – это не просто обучение

Это атмосфера, сотрудничество, построение качественных отношений, самостоятельность и ответственность, вдохновение на большее.

Насколько удаётся альтернативным школам воплотить это в жизнь? По-разному. Внутри каждой школы создаётся своё неповторимое пространство. И каждый участник этого пространства – учитель, родитель, ребёнок – влияет на атмосферу этого пространства. Именно люди, которые так или иначе вовлечены в процесс, создают картину.

“Поэтому я советую выбирать альтернативную школу тем, кто открыт к сотрудничеству, кто открыт услышать другое мнение, кто готов брать на
себя ответственность и не перекладывать ее”

Образовательный эксперимент может быть успешным в том случае, когда все вовлечённые в процесс движутся в одном направлении и используют согласованные стратегии. Рекомендую обращать внимание на то, какие мероприятия школа проводит для родителей. И на методы обратной связи с родителями. Это группа в Вайбере, в которой к 12 ночи забыли, с чего начался спор? Или это обратная связь через школьный журнал, личные кабинеты родителей и детей? Для нашей школы вопрос обратной связи родителям был одним из самых важных, и мы разработали для себя лучший инструмент.

Кому не стоит выбирать альтернативную школу?

Если вы мечтали быть великим математиком и вам это не удалось, но жива мечта осуществить это через собственного ребёнка, тогда вам не стоит выбирать альтернативную школу. Потому что философия альтернативной школы: «Ребёнок должен найти свой собственный путь и своё призвание».

Если вы знаете, что задачи решаются только так и никак иначе, больше выучить нельзя, то лучше оставаться в государственной школе.

Если вы считаете, что ребёнок должен знать все предметы на 11 и 12, потому что вы заплатили деньги, вам не сюда. Ориентир в альтшколах идёт не набор знаний, а на понимание, которое пока ещё не придумали как оценивать.

Если вы боитесь, что в середине учебного года уходит кто-то из учителей и это отразится на качестве обучения, за которое вы заплатили деньги, то вам тоже лучше остаться в госшколе. К великому сожалению, педагогов в нашей стране не хватает. Обучать и воспитывать детей – это призвание. И независимо от статуса школы, ее ценовой политики и ее ценностей, проблемы с кадрами существуют. Абсолютно все школы заинтересованы в сохранении кадров и привлечении новых. Но от таких сюрпризов не застрахована ни одна школа. Есть ли выход? Конечно есть, но на это нужны ресурсы (время, энергия, информация, деньги). Наш центр альтернативного обучения Free School работает над новыми проектами, чтобы решить проблему дефицита кадров на глобальном уровне. Но пока это движется не так быстро, как хотелось бы.

Учитывая все плюсы и минусы альтернативного образования, я отдаю своё предпочтение ему. Пусть это ново, разнообразно, не всегда понятно и может даже азартно, но все-таки сегодняшнее альтернативное образование является прочной ступенькой к новым формам будущих моделей образования.

Материал взят с сайта: www.osvitanova.com.ua

Волкова Олена, Кабінет експертів