Школьное обучение дома: как и зачем
20.05.2020
Уже более двух месяцев все учебные заведения закрыты на карантин в связи с эпидемией COVID-19, а все родители стали за ночь «хоумскулерами». Я, как мама, у которой дети на семейном обучении, подумала, что наконец-то в нашем полку прибыло, теперь все увидят преимущества хоумскулинга или семейного образования (далее СО), и даже после окончания карантина многие не вернутся в школу. Теперь никто не будет смотреть на меня с круглыми глазами, удивляясь: а что так можно было? а по какой программе я учу? а как же социализируются мои дети? и как я до сих пор не сошла с ума с тремя детьми, находящимися со мной рядом 24/7?!
Однако через сутки после закрытия дверей всех учебных заведений страны в один из родительских чатов кто-то прислал стихотворение неизвестного автора:
Діти вдома тиждень, другий,
А на третій – то триндець.
Найтерплячішим нарешті
Уривається терпець.
<…>.
Тижнями товчуться вдома
Рідні донечка та син.
Не така страшна CORONA,
Як тривалий карантин.
Масло в огонь начали подливать школьные учителя, заваливая своих подопечных длинными списками заданий, которые просто нереально выполнить в данной ситуации. Как следствие, ссоры и истерики у детей и родителей. И то, что я по началу назвала повсеместным «хоумскулингом», таковым не оказалось. Директор одной из ирландских школ отмечает: “Очень многие испытывают стресс и ошеломлены количеством заданий, которые посылает школа, и которые теперь они должны контролировать. <…>. Это не домашнее обучение. Это экстренная беспрецедентная ситуация, которая оказывает влияние на весь мир.”, – выражая частное мнение, директор школы продолжает, – “Домашнее обучение – это личный выбор, который вы продумали, спланировали, и по сути выступаете преподавателем для ребенка, какую бы форму обучения вы не выбрали. То, что происходит сейчас в лучшем случае можно назвать дистанционным обучением. В реальности же сейчас никто понятия не имеет, как и что именно нужно делать, что хорошо, а что плохо”. Для этой беспрецедентной образовательной ситуации в сети придумали новый термин – “коронаскулинг”.
Образовательная система проявила себя не способной гибко и мобильно перестраиваться в условиях вызова. По этой причине, дети выпали из процесса обучения, оказавшись в неопределенной ситуации.
Что же такое семейное образование?
Я занимаюсь СО с тех пор, как взяла на руки своего первенца в январе 2012 года. Все родители до какого-то момента являются главными организаторами обучения и воспитания своих детей: учат их говорить, ходить, кушать при помощи столовых приборов, приучают к горшку и еще ко множеству вещей. Как только ребенку исполняется 6-7 лет, родители доверяют свое драгоценное чадо к специалистам в школу, ведь они желают ему самого лучшего. Однако некоторые родители хотят продолжать быть участниками процесса среднего образования, не отдавая ребенка в школу. (О причинах хоумскулинга поговорим ниже). СО – это вид образования, когда родители добровольно выполняют функцию составителей учебной программы и ее осуществление. С английского “homeschooling” буквально означает «домашнее ошколивание», или «обучение», однако мне ближе термин «семейное образование», поскольку оно предполагает помимо обучения еще и воспитание ребенка в семье.
И если в предыдущие годы хоумскулеры существовали вне закона, выкручивались, как могли, теперь же эту форму получения образования узаконили. Летом 2019 Министерство образования и науки Украины обновило положение об индивидуальных формах получения образования. Теперь любой школьник может обучаться по индивидуальному плану: дистанционно, экстерном, на семейной (домашней) форме или посредством педагогического патронажа.
Развитие концепции СО в мире и Украине
Тысячелетиями воспитанием и обучением детей занимались их родители вплоть до самого отрочества. Формат современной «школы» относительно молод. Он формировался последние несколько сотен лет. Еще Петр I пытался реформировать общество через создание образовательной системы. Школы существовали для детей из знатных семей, а вот крепостным получать образование было запрещено. В школах училось мизерное количество детей, причем учеба вне дома начиналась опять же ближе к подростковому возрасту. Были еще школы, организованные на базе церквей, в них детей из простых семей могли обучать грамоте.
Начиная с реформы Александра II 1864 года, земские губернии должны были обеспечивать предоставление всем желающим бесплатное образование через учреждение земских школ. Земским органам предоставлялась свобода в составлении учебного плана и в выборе учебников. Обязательными были лишь три предмета – Закон Божий, словесность и арифметика.
Пришедших впоследствии к власти большевиков не устраивала ни такая степень свободы, ни сам «буржуазный» подход к образованию. Народ нужно было обучать ремеслам, а не наукам. Самой же главной целью советской школы стало идеологическое воспитание новых поколений в духе атеизма. Формат контролируемой государством школы был заимствован из Германии. Она была создана немецкими гуманистами по заказу Прусского короля около 200 лет назад – потерпев военное поражение от Наполеона, для объединения страны, он нуждался в грамотных чиновниках, солдатах и гражданах, объединенных общей национальной идеей и свободных от разделяющих их культурных и социальных отличий. Правительства отобрали у семей эту ответственность. Теперь государство должно было формировать мировоззрение следующих поколений.
В США движение хоумскулинга впротивовес государственной школе началось в 70-х годах, несмотря на то, что в то время за такое могли родителей лишить родительских прав или посадить в тюрьму. Первые семьи, которые захотели перевести собственных детей на домашнее обучение, были христиане. В 1962 вышел запрет на молитву и чтение Библии в стенах школ, тогда как в предыдущие столетия занятия всегда начинались с молитвы либо чтения отрывка из Священного Писания. Современное движение хоумскулинга в начале 70-х возглавил Джон Холт, американский педагог, критик и реформатор школьной системы. Он обличал создателей государственной школы в том, что подавляется здоровая образовательная атмосфера, обучение становится заочным, а репрессивная обстановка в классе предназначена для того, чтобы сделать детей подчиненными сотрудниками. Уроки и по сей день начинаются по звонку, как на заводе, распорядок строго регламентирован, а отношения “учитель-ученик” больше похожи на отношения “начальник-подчиненный”, чем “наставник-ученик”.
Результаты школьного воспитания были печальны. Во время Первой мировой войны добровольцев в армию США тестировали на уровень образованности: 98,5-99% белых молодых мужчин оказались образованными, а это были представители поколения в большинстве своем обученного дома. Спустя несколько десятилетий, во Вторую мировую войну, добровольцы, которые уже почти все воспитывались в школе, снова проходили тест на образованность – показатели снизились до 86%. Показатели уровня образованности американских солдат-добровольцев во время войны во Вьетнаме – 64%. Не удивительно, что родители начали бороться за право обучать детей вне системы: во-первых, школа отказалась прививать христианские ценности, что повлекло за собой моральный упадок последующих поколений, а, во-вторых, уровень академической успеваемости оказался в разы ниже, чем был ранее.
На сегодня в США около 3,4% детей учится дома во главе с родителями, (это почти 2,5 миллиона детей школьного возраста). По всему миру семей, обучающих детей дома, становится все больше, значительный рост хоумскулинга наблюдается как в Украине, так и в Австралии, Канаде, Франции, Венгрии, Японии, Кении, России, Мексике, Южной Корее, Таиланде и Великобритании.
Марина Сытник, журналист “Деловой Столицы”, отметила, что в Украине к началу учебного года (2019-2020) 1% учеников выбрал семейную форму обучения. При этом общественное отношение к этому виду образования неоднозначное. Согласно опросу компании GFK для образовательной платформы “Освітній експеримент”, проведенного в 2018 – 59% украинцев не имеют никакого представления о семейном образовании. И только 17% украинских родителей позитивно относятся к идее обучать детей дома.
Я написала запрос в Министерство образования и науки Украины, чтобы узнать, сколько же учащихся числится на семейной форме обучения. В ответе мне сообщили, что сбор данной информации даже не предусмотрен государством, то есть, такая статистика не ведется. Это говорит о том, что министерство либо совершенно не заинтересовано в хоумскулерах, либо оно воспринимает их учащимися государственной программы только в домашних условиях. Причем мне сообщили данные о том, что в 2019 году 2987 экстернов получили свидетельство о базовом среднем образовании, 4410 экстернов – свидетельство о полном среднем образовании. И это снова говорит о том, что для работников системы экстернат и семейная форма обучения – это практически одно и то же – а именно варианты способов получения единственно верной государственной программы.
На практике в число учащихся на СО входят – дети с особенностями развития, которым по физическим показателям не подходит очное обучение; учащиеся альтернативных школ без соответствующей аккредитации, поскольку нужно иметь очень много денег и соответствующие связи, чтобы государство позволило выдавать аттестаты о полном среднем образовании; хоумскулеры и анскулеры.
Курс на семейное обучение
Большинство родителей и старшеклассников выбирают СО по совокупности нескольких причин. Перечислим самые распространенные из них:
- возможность выбрать личностно-ориентированную обучающую программу и организовать более здоровую образовательную среду для каждого конкретного ребенка;
- достижение более высоких академических результатов за счет качественного и продуктивного использования времени на учебу. (Исследования показывают, что в классе только на инструктаж и контроль дисциплины уходит 50-60% урочного времени, а непосредственно на учебу – гораздо меньше.);
- использование альтернативных педагогических методов и подходов, которые доказали свою эффективность;
- углубление доверительных отношений между родителями и детьми, а также с братьями и сестрами;
- обеспечение управляемого и обоснованное социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- среда без психологического и физического насилия, наркотиков и алкоголя, расизма и нездоровой сексуальности, связанной с институциональными школами;
- возможность родителям учить и передавать систему ценностей, убеждений и мировоззрения детям и молодежи;
- в качестве альтернативного подхода к образованию, когда государственные или частные учебные заведения закрыты по причине нестабильной эпидемиологической ситуации в стране.
Как перейти на семейную форму обучения?
Специалисты и опытные хоумскулеры говорят, что переход на СО необходимо планировать заранее. Обычно у родителей уходит около полугода, чтобы перестроить жизнь на новый лад. Психолог Юлия Магеррамова очень точно отметила: «Подготовиться в первую очередь нужно родителям. Поскольку очень часто именно родители оказываются не готовы. Не готовы к такой нагруженности, с которой они сталкиваются».
Более долгий срок потребовался маме и блогеру Насте Камаевой, чтобы перекроить свою жизнь, переходя на новый формат обучения своих детей. Об этом она рассказала на своей страничке в соцсетях: “СО – это стиль жизни. Без нянь и детских садов, с самоорганизацией и самообразованием. <…> Если вы сидите на карантине 1-1,5 месяца не пытайтесь настроить все и сразу. Это невозможно. Перестроить свой обычный, привычный уклад на совершенно новый… У нас на перестройку и привыкание ушел год. Это как переезд.”
Любую перестройку необходимо начинать с себя. Важно ответить на вопросы: “Как новый распорядок с детьми дома 24/7 повлияет на меня, мою работу, на организацию семейного быта? Что и как я могу изменить?”. Ведь все эти усилия стоят того.
Моему старшему сыну 8 лет, ровно столько я и занимаюсь семейным обучением. Я не пользовалась услугами дошкольных воспитательных учреждений ни с кем из своих 3 детей. В текущем учебном году мы, как полагается, оформились на СО в одной из государственных школ. Я ни дня не жалела об этом. Мой ребенок болеет гораздо меньше, чем его сверстники-школьники. Дети ведут здоровый образ жизни, благодаря тому, что высыпаются, вовремя принимают полезную домашнюю пищу, у них достаточно времени на прогулки и физическую активность. У каждого из детей есть достаточно времени на увлечения: старший, например, занимается капоэйрой и пишет книги с 6 лет. Отношения в семье намного крепче, чем могли бы быть, если бы ребенок большую часть дня проводил вне семьи. Самое важное, что мы с мужем формируем мировоззрение наших детей, мы развиваем и поддерживаем эмоциональную близость, и помимо академических знаний дети получают истинную социализацию – умение взаимодействовать в семье, в реальном обществе, где встречаются люди разных возрастов, социальных положений и профессий.
Оксана Храмова, аналитик Кабинета экспертов.
Дивіться спеціальний випуск програми КАБІНЕТ ЕКСПЕРТІВ присвячений темі сімейної освіти: “Карантиноскулінг по-українські”: